Стран романо-германской семьи можно увидеть и на примере соотношения гражданского законодательства и трудового права.

Общим для всех стран является то, что на первых этапах развития западного общества трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного найма), и это открывало неограниченный простор для «хозяйской власти». Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, максимально эксплуатируя наемного рабочего. При этом, однако, в большинстве стран романо-германской правовой семьи трудовое право не кодифицировано, оно состоит из массы законов, декретов и установлений, касающихся различных вопросов. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в трудовой кодекс, но удалось это лишь частично, и поэтому то, что здесь называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов. Вместе с тем во Франции трудовой договор исключен из числа гражданско-правовых, а соответствующие нормы ГК потеряли силу.

Иное положение в ФРГ и Нидерландах, где нормы гражданских кодексов о найме труда до сих пор имеют практическое значение. Еще в большей степени это характерно для Италии.
По-разному решается и вопрос о существовании наряду с гражданским правом хозяйственного права.

Во Франции идея хозяйственного права родилась в результате вторжения государства в экономическую деятельность после Второй мировой войны.Появление значительного государственного сектора в народном хозяйстве, особенности организации и деятельности национализированных предприятий, принятие долгосрочных экономических планов — все это вызвало потребность в новой отрасли права, «способной перегруппировать и синтезировать, свести воедино экономические аспекты частного и публичного права». Однако до настоящего времени в этом отношении сделано было немного.
В Германии идея хозяйственного права возникла после Первой мировой войны. В его современном варианте оно охватывает ряд аспектов управленческой деятельности государства в вопросах производства, торговли и кредитно-денежных дел и в этом плане ближе к праву административному. Но и здесь общие принципы административного права в кодификацию не попадают. Она охватывает федеральный закон об административно-судебной процедуре (1960 г.), в основном правила рассмотрения дел в административных судах.
По-разному решается национальными правовыми системами и вопрос о соотношении гражданского и торгового права и соответственно Гражданского и Торгового кодексов.

В большинстве стран романо-германской правовой семьи имеется отдельный торговый кодекс: во Франции (1807 г.), Бельгии (1807 г.), Люксембурге (1807 г.), Испании (1829 г.; перераб. — 1885 г.), Португалии (1833 г.; перераб. — 1888 г.), Нидерландах (1838 г.), Австрии (1862 г.), Лихтенштейне (1865 г.), Германии (1897 г.), в Турции (1956 г.).



Вместе с тем, известны и исключения. Так, Швейцария отвергла идею отдельного торгового кодекса, и соответствующие положения сосредоточены в Обязательственном законе. Италия включила ранее действовавший Торговый кодекс (1882 г.) в новый Гражданский кодекс (1942 г.). В Нидерландах в процессе недавней кодификации также пришли к выводу о нецелесообразности отдельного торгового кодекса.
Наиболее существенные различия национальных правовых систем стран романо-германской семьи прослеживаются в области административного права.Это объясняется более тесной связью этой отрасли права со структурой органов государственного управления в рамках управленческой компетенции, что значительно варьируется в разных странах. Административное право больше зависит от политического и социального динамизма общества, чем многие другие отрасли буржуазного права. Наконец, не следует забывать и об очень широком масштабе отношений, охватываемых этой отраслью права. Возникнув исторически как «полицейское право», призванное обеспечить общественный правопорядок, оно получило затем в свое ведение почти все сферы государственного управления. Особенно возросла роль административного права в современных условиях.

Административное право почти повсеместно не кодифицировано. Даже в стране классической кодификации — Франции — административное право никогда не было должным образом кодифицировано. Здесь нет ничего, что напоминало бы наполеоновские кодексы, а имеющиеся кодексы представляют собой сведение воедино законодательных и регламентарных текстов, охватывающих, несмотря на то, что их число возрастает, лишь ограниченную часть отношений, регулируемых административным правом, многие разделы которого созданы судебной практикой.

Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации.



Тема 5:

Англо-саксонская семья (семья общего права) Раскрыть следующие понятия: общее право, право справедливости, статутное право, судебный прецедент. ^ 1. Особенности становления англо-саксонской правовой семьи

В истории английского права можно выделить четыре основных периода:

- Первый период - англо-саксонский- предшествовал нормандскому завоеванию 1066 года;

-Второй период – становление общего права - от 1066 года до установления династии Тюдоров (1485 г), — период становления общего права, когда оно утверждается, преодолевая сопротивление местных обычаев. Условия этого периода оказали на правовую систему влияние, ощущаемое еще и в настоящее время;

- Третий период – соперничество с правом справедливости - с 1485 до 1832 года, — расцвет общего права; однако оно вынуждено было пойти на компромисс с дополнительной правовой системой, что нашло свое выражение в "нормах справедливости";

- Четвертый период — с 1832 года до наших дней, — когда общее право встретилось с невиданным развитием законодательства и должно было приспособиться к обществу, где постоянно усиливается значение государственной администрации.
Говоря о формировании общего права Англии, следует отметить, что в период с 6 по 11 вв. на её территории действовали многочисленные судебники, основанные на местных обычаях и королевских решениях. Тексты судебников были изложены на английском языке, что позволяет утверждать об отсутствии существенного влияния римского права. По материалам судебников можно проследить эволюцию субъектов права от персональных к территориальным. Например, законы Этельберта вводили деление людей на знатных, свободных и слуг-рабов, а законы Кнута уже говорят о территориальном делении.
Становление общего права охватывает период с 1066 по 1485 гг. Нормандское завоевание Англии ускорило формирование общего права. Были созданы королевские суды, которые получили достаточно широкую юрисдикцию. Кроме них действовали феодальные суды. Королевские суды рассматривали наиболее значимые дела и споры между феодалами, активно используя обычаи. С 13 в., в связи с централизацией страны, компетенция королевских судов была расширена и началось формирование права справедливости. Оно первоначально выступало в качестве привилегии, которая выдавалась судом лорда-канцлера в виде особого королевского предписания. Были введены прямые жалобы (билли) в королевские суды. На основании Второго Вестминстерского статута (1285г.) лорд-канцлер был обязан выдавать предписания в «случае подобия». Возникла особая форма иска super casum, когда суд сам признавал свою компетенцию. На первом месте во время разбирательства дела находились вопросы процедуры. Судебная защита предшествовала праву. При этом суды частного права отсутствовали. Степень публичности процесса была весьма значительной. Основным вопросом было выяснение о законности выдачи предписания. Необходимо было происхождение нескольких стадий реализации своего права.

1.
Приказ короля судебному чиновнику предложить ответчику не нарушать права истца и удовлетворить его требования.

2.
Если ответчик не исполнил обязательства, то ему предъявлялся иск и дело рассматривалось королевским судом. Рассмотрение осуществляется на основании отказа выполнить распоряжение властей. При этом обратим внимание на тот факт, что английские суды очень строго соблюдают процессуальные правила, установленные в 13-15 вв., что практически полностью исключает влияние римского права.


С 1485 по 1832 гг. общее право существовало параллельно с правом справедливости. Произошло существенное расширение компетенции суда лорда-канцлера. В этом суде началось использование римского и канонического права (введение письменного закрытого процесса). Общее же право предусматривало устную процедуру и участие присяжных. В 1616 г. были введены определённые правила деятельности суда лорда-канцлера. Они предусматривали следующее:

· юрисдикция лорда-канцлера не должна расширяться за счёт общего права;

· суд лорда-канцлера осуществляет юрисдикцию в соответствии с прецедентами права справедливости;

· король не должен использовать свою власть для создания новых судов.


С 1621 г. палата лордов начала осуществлять контроль за деятельностью суда лорда-канцлера. В этот же период в состав общего права вошли гражданское и торговое право.

На основании судебной реформы 1875 г. были ликвидированы различия между общим правом и правом справедливости. Парламент осуществил консолидацию норм материального и процессуального права. Структура современного английского права сильно отличается от романо-германской правовой семьи. Не признаётся деление права на публичное и частное, а также нет отраслевой дифференциации. Большую роль в реализации права играет справедливость, которая основана на праве, а само право есть там, где есть его защита. Постоянно развиваются и совершенствуются только отдельные правовые институты. Общее право и право справедливости фактически сохраняют отличия друг от друга. К признакам права справедливости относятся:

· нормы, созданные судом лорда-канцлера, опираются на справедливость;

· право справедливости могло применяться только лордом-канцлером;

· процедура права справедливости не предусматривает суда присяжных;

· в суде лорда-канцлера можно было просить вынесения решения, не предусмотренного общим правом;

· приказ, выданный лордом-канцлером, носил дискреционный характер.


Вмешательство лорда-канцлера было возможным только при определённых обстоятельствах.
В настоящее время общее право включает в себя уголовное право, договорное право и гражданскую ответственность. Право справедливости включает в себя споры о недвижимости, траст, правовое положение торговых товариществ, дела о несостоятельности и наследственное право.
Более детально следует рассмотреть английское процессуальное право. Оно существенно отличается от процессуальных норм континентальной и российской правовых систем.

Уголовный процесс предусматривает существование внесудебного расследования и судебного разбирательства. Внесудебное расследование обладает следующими признаками:

· носит состязательный характер;

· исходит из принципа частного преследования;

· ведётся от имени короны.


Возможно отсутствие предварительного следствия, так как служба государственных обвинителей создана только в 1985 г. и имеет ограниченную компетенцию. Закон об уголовном правосудии 1987 г. позволяет поручать расследование дел полиции и независимому следователю, которым, как правило, являются частные детективы или адвокаты. Государственный обвинитель, получив материалы расследования, самостоятельно решает вопрос о поддержании обвинения в суде. Уголовный процесс не имеет однообразной формы судопроизводства. Порядок рассмотрения дел зависит от вида преступления, которые подразделяются на суммарные (используется упрощённая процедура) и преследуемые по обвинительному акту (разбирательство осуществляется в суде короны с участием присяжных). Допускается смешанная подсудность. Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. ввёл определённые правила поведения полиции при совершении процессуальных действий. Арест подозреваемого допустим без судебного приказа при наличии «разумных оснований» (наличие оружия, предметов преступления или причастность к совершению тяжкого преступления). Обыск может производиться везде, кроме жилого дома, о чём составляется протокол на основании ст. 13. Полиция вправе остановить машину, если есть предположения, что в ней находится лицо, совершившее арестное преступление или свидетель по этому делу (ст.4). К арестным преступлениям английское законодательство относит:

· тяжкие преступления (убийство, государственная измена);

· преступления, предусмотренные законами о предупреждении терроризма, транспортные преступления, повлёкшие смерть человека;

· все другие арестные преступления, совершение которых привело или должно было привести к ущербу для государства, публичного порядка и отправления правосудия;

· любое арестное преступление, содержащее угрозу наступления таких последствий. Арест по таким делам допускается без приказа судьи (ст.116).


Для проведения обыска в жилом помещении полиция должна получить приказ магистратского судьи, который перед его выдачей должен убедиться в том, что владелец дома добровольно не согласен пустить полицейских или есть опасность уничтожения доказательств. Закон установил перечень доказательств, не подлежащих изъятию:

· не изымаемые в силу законной привилегии (адвокатское досье);

· не принимаемые в качестве доказательств (записи личного характера, медицинские документы, журналистский материал);

· специальный процессуальный материал (конфиденциальные записи работника, обнаруженные у работодателя).


Арест без приказа по неарестным преступлениям возможен на основании ст.25, если:

· полицейские не может установить личность и адрес подозреваемого или не верит тому, что подозреваемым сказано;

· полицейский убеждён в том, что подозреваемый не останется на месте в период времени, которое требуется для получения повестки;

· необходимо предотвратить ущерб, который грозит от действий подозреваемого другим лицам или собственности.


Закон о полиции устанавливает сроки задержания подозреваемого без предъявления обвинения.

1. Лицо не должно содержаться в полиции более 24 часов без предъявления обвинения.

2. Лицо может содержаться до 36 часов по распоряжению старшего полицейского чиновника, который полагает, что необходимо продолжать допрос, чтобы получить показания, а совершённое преступление относится к опасным арестным и расследование должно быть тщательным и быстрым.

3. Задержание лица продлевается ещё на 36 часов по приказу магистратского судьи который рассматривает этот вопрос в закрытом заседании, но в присутствии подозреваемого и его адвоката.

4. По просьбе полиции магистратский судья может продлить задержание ещё на 36 часов, однако общий срок задержания не может превышать 96 часов.

5. В течении 36 часов полиция может отказать подозреваемому прибегнуть к услугам адвоката и отказать в извещении родственников.


Если дело поступило в суд, то тип процесса определяется судьёй самостоятельно (Закон о магистратских судах 1980 г.). Существует «сделка о признании вины», при заключении которой мера наказания определяется судьёй единолично без проведения судебного заседания. Если совершено преступление, преследуемое по обвинительному акту, то дело рассматривается в Суде короны с участием присяжных. Процесс в таком случае состоит из нескольких последовательных стадий:

· предварительное слушание (представление свидетелей, разрешение вопросов права и допустимости доказательств);

· судебное разбирательство (допрос свидетелей, прения сторон);

· вынесение приговора.


Особенностью английского процессуального права является возможность использования суммарного производства. Оно часто ведётся заочно. Если процесс начался, а обвиняемый сообщил, что им не был получен вызов, то производство отменяется. Закон допускает неявку государственного обвинителя, если он заранее представил суду доказательства виновности обвиняемого.
Характеризуя апелляционное производство, следует отметить, что возможны следующие решения по рассматриваемому делу:

· отклонение апелляции;

· вынесение альтернативного вердикта;

· издание приказа о новом рассмотрении дела, если суд получил новые доказательства;

· издание приказа о повторном рассмотрении дела, если судом первой инстанции были допущены судебные ошибки, делающие всё производство недействительным;

· аннулирование вердикта о виновности в связи с неспособностью подсудимого давать объяснения в силу душевной болезни или вынесение вердикта об оправдании подсудимого по причине его недееспособности и издание приказа о его помещении в больницу.


Английскими судами фактически созданы нормы права, которые представляют собой положения основной части (ratio decidendi) решения, вынесенного высшими судами. Всё то, что не является строго необходимым для разрешения данного спора, становится попутно сказанным (obiter dicta). Английское право по своей сущности является открытой системой, которая обладает только определёнными методами применения норм, а каждое новое дело порождает новые нормы.
^ 2. Источники семьи общего права

Говоря об источниках английского права, следует более подробно остановиться на каждом из них.

1. Судебная практика. Действует правило прецедента, включающее в себя следующие положения:

· решения, вынесенные палатой лордов, составляют обязательственные прецеденты для всех судов;

· решения, принятые Апелляционным Судом, обязательны для всех нижестоящих судов и, кроме вопросов уголовного права, для самого Апелляционного Суда;

· решения, принятые Высоким Судом, обязательны для низших судов и являются необязательными рекомендациями для Высокого Суда и Суда Короны;

· все решения низших судов и квазисудебных органов не являются обязательными.


Само судебное решение формулируется предельно конкретно. Мотивировочная часть решения отсутствует. Прецеденты применяются не только при рассмотрении конкретного спора, но и в вопросах толкования законов, так как судьи имеют право давать свои комментарии к статутам. Прецеденты публикуются в сборниках «Законы Англии» в определённых процентных соотношениях (75% решений палаты лордов, 25% решений Апелляционного Суда и 10% решений Высокого Суда).

2. Законодательство (статуты). По общему правилу закон лишь вносит поправки и дополнения к судебной практике, хотя формально принятый парламентом статут может изменить или отменить решение суда. Допустимо делегированное законодательство – предоставление правительству права издавать нормативные акты по вопросам управления, приравненные по своей юридической силе к законам. Существуют устоявшиеся правила толкования законов. По общему правилу толкование носит ограничительный характер. Оно осуществляется на основании «Закона об объединении законодательных актов, касающихся толкования актов Парламента и о дальнейшем сокращении языка, используемого в актах Парламента» от 30 августа 1889 г. Данный закон ввёл определённый порядок осуществления процесса толкования.


А. Нормы Закона о толковании применяются только в том случае, если в законах предусмотрено специальное значение какого-либо термина или понятия или из их текста не следует иное их значение.

Б. Принцип обратного действия толкования предусматривает, что в каждой норме Закона о толковании указывается, к толкованию каких законов, принятых до или после его вступления в силу, она применяется. При этом нужно учитывать следующее:

· если закон предусматривает принятие нормативного подзаконного акта, то терминология его должна совпадать с законом, если сам закон не предусматривает иного (ст.31);

· если какой-либо закон предоставляет кому-либо право издавать нормативные акты, то это право должно толковаться также как право отменять, отказывать, дополнять или изменять существующие нормативные акты, если иное не предусмотрено законом (ст.32);

· лицо, совершившее деяние, признаваемое правонарушением одновременно по нескольким законам или одновременно по закону или обычному праву, будет нести ответственность либо по закону, либо по обычному праву и не будет наказано дважды за одно деяние (ст.33);

· подзаконные акты, издание которых предусмотрено принятым, но не вступившим в силу законом, могут издаваться до вступления в силу данного закона, если издание таких актов является условием вступления закона в силу.


Закон о толковании сформулировал основные принципы толкования обычного права, которые сводятся к следующему:

А. При толковании словам должно придаваться наиболее распространённое, обыденное значение.

Б. Если имеется легальная дефиниция термина или если законодательством иным образом определено его значение, то в этом значении он и должен пониматься.

В. Если в законе используются специальные технические термины, то они должны пониматься так, как используются в соответствующей сфере.

Г. Запрещается придание разных значений идентичным формулировкам в рамках одного и того же нормативного акта при отсутствии специальной оговорке об этом в самом нормативном акте.

Д. При толковании любого закона должны быть получены ответы на следующие вопросы:

· какое обычное право существовало до принятия соответствующего закона?

· в чём состоял недостаток обычного права?

· какое средство закон предусмотрел для преодоления этого недостатка?

· В чём состоит причина использования именно этого средства?


В Англии в настоящее время нет официального издания законодательства. Практикуется публикация частных сборников.

3. Обычай. Обычаи в основном существовали до создания общего права. Круг применения обычаев в настоящее время достаточно ограничен. Закон об обычаях 1265 г. установил, что к старинным обычаям относятся те, которые существовали до 1189 г., а в противном случае обычай не является юридически обязательным. Обычаи могут быть местными и торговыми.

4. Доктрина и разум. Английское право допускает использование в качестве источника права труды выдающихся юристов (Брактон, Блекстон, Гленвилл). На них может ссылаться судья при вынесении решения. Под разумом же подразумевается решение спора при отсутствии прецедента и обязательного обычая.


Правовая система Великобритании имеет одну особенность. На территории Шотландии действует самобытная, сформировавшаяся ещё в 13-15 вв. система права. Это связано с тем, что независимое шотландское государство длительное время было ориентировано на Францию, где проходили подготовку юристы, так как в самой Шотландии не было университетов. Кроме того, на шотландскую правовую систему сильное влияние оказало римское право. К особенностям данной системы относятся:

· отсутствие дуализма гражданского права в виде параллельных систем общего права и права справедливости;

· отсутствие в процессуальном праве исковых приказов;

· публичное обвинение осуществляется службой государственного уголовного преследования.


3054608297931427.html
3054640955366190.html
    PR.RU™